Затем, в 1910—1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912; «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. При этом он демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913; «Источник», 1917). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров — например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L.H.O.O.Q.», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго — так называемая Рроза Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора. Впоследствии Дюшан практически отошел от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданствоДюшан несколько раз снимался в кино — в том числе, в сюрреалистическом фильме Рене Клера «Антракт» (1924), сам снял вместе c Маном Рэем экспериментальный фильм «Анемик Синема» (1926, подробнее см.: http://www.imdb.com/name/nm0239781), ему посвящен короткометражный игровой фильм Паоло Марину-Бланко (2002, см.: http://www.imdb.com/title/tt0442762). В 2000 во Франции учреждена премия Марселя Дюшана молодым художникам.

Added @ [mergetime]1200500352[/mergetime]

Added @ [mergetime]1200500395[/mergetime]

Added @ [mergetime]1200500437[/mergetime]

Added @ [mergetime]1200500464[/mergetime]

Added @ [mergetime]1200500492[/mergetime]

Added @ [mergetime]1200500538[/mergetime]

Added @ [mergetime]1200500611[/mergetime]

Added @ [mergetime]1200500677[/mergetime]

Added @ [mergetime]1200500726[/mergetime]
Added @ [mergetime]1200500800[/mergetime]

Added @ [mergetime]1200500866[/mergetime]
