Родился в семье провинциального нотариуса, интересом к искусству, как и его старшие братья (живописец Жак Вийон и скульптор Ремон Дюшан-Вийон) и младшая сестра, художница Сюзанна Дюшан-Кротти обязан деду по материнской линии, художнику-любителю Эмилю Николю. Первые живописные работы Дюшана (пейзажи окрестностей в духе импрессионизма, рисунки) относятся к 1902. В 1904 он приехал в Париж, поселился на Монмартре, пытался учиться в Академии, бросил занятия. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну, то к фовизму Матисса. В 1909 его работы попадают на осенний Салон, на них откликается в своем обзоре Гийом Аполлинер.
Затем, в 1910—1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912; «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. При этом он демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913; «Источник», 1917). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров — например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L.H.O.O.Q.», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго — так называемая Рроза Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора. Впоследствии Дюшан практически отошел от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданствоДюшан несколько раз снимался в кино — в том числе, в сюрреалистическом фильме Рене Клера «Антракт» (1924), сам снял вместе c Маном Рэем экспериментальный фильм «Анемик Синема» (1926, подробнее см.: http://www.imdb.com/name/nm0239781), ему посвящен короткометражный игровой фильм Паоло Марину-Бланко (2002, см.: http://www.imdb.com/title/tt0442762). В 2000 во Франции учреждена премия Марселя Дюшана молодым художникам.
L.H.O.O.Q. ფრანგული ვინც იცით მიხვდებით, ვინც არა და ისმის როგორც elle a chaud au cul, რაც ნიშნავს she's hot in ass რაც ნიშნავს რა მაგარი მოსა*^^%%ვი ნაშააო (დაახლოებით)
აი ასეთი რამეების გარეშე, დუშამი არაფერია. ზევით ლინკზე წერია ყველა დანარჩენი და მოვყვეთ სათითაოდ, თორემ შემოვლენ და 'ეს რა არის, ეს არის ხელოვნებაო?' დაიწყებენ.
აი ეს ნახატი შიშველი ქალი ჩამოდის კიბეებზე სახელად Torture-morte არის მსოფლიოს ფერწერის ნოვაცია მოძრაობის გადმოცემაში: ) იგივე Y.Klein-ის ძაღლის და ღრუბელი, როდესაც ძაღლის კუდი და ფეხები რამოდენიმეჯერ არის სხვადასხვა მოძრაობაში დახატული ანუ რომ შეხედო გადღაბნილი გეგონება ესეც იყო ერთერთი ხერხი მოძრაობის გადმოცემის ტილოზე... თვითონ დუშამს პრინციპში დიიდი წვლილი აქვს საერტOდ ახალ ხერხებსა და ხელახლებურ ხედვაში შეტანილი ერთერთI გამოჩენილი რევოლუციონერი იყო მეოცე საუკუნიში... და ასეთი უბედური თემა შეიძლებოდა დათუნა ახლა ამ კაცზე გაგეხსნა? მკვდარს მაინც ეცი პატივი: ))))))))) ლოოლ რა ფანატიკოსივით ვლაპარაკობ: )))))) Added @ ეგ თუ აღარ დაწერე და კოჭებამდე კაბა ჩააცვი რაღა აზრი აქვს საერთოდ: )))
მაია დერენი სურეალისტ-ექსპერიმენტალისტ რეჟისორი იყო..
და ნუ დუშამის გადაღებული არ არის, მაგრამ დასაწყისში გაიელვებს ფრენსის პიკაბიასთან ერთად. შეიძლება ჩაითვალოს რომ ერთად გადაიღეს რენე კლერ, პიკაბია, დუშამმა..