Вступление
Все началось в прошлом году. На одном из маршрутов в окрестностях Шови я увидел Шхару, Ушбу и Тетнульд. Картинка эта так отчетливо пропилилась в мозгу что эти три вершины стали наверное самыми рельефными моими извилинами. Зимними вечерами обрабатывая фотки с тех мест я мог часами смотреть на этих снежных великанов увеличивая и увеличивая их на экране пока не понимал что разглядываю я не реальные маршруты а всего лишь пиксели растянутые на пол экрана.
Ситуация разрешилась в конце июля звонком Лики, которая спросила - не хочу ли я поехать в Сванетию и подняться на Тетнульд? Думаю что мой ответ был очевиден

Знакомые крутили пальцами у виска, народ из альпклуба рассказывал страшилки про крутизну гор Сванетии и сванов с калашами проходящих в шлепанцах перевалы 3Б, но всё это только разжигало мой азарт. И вот после недельного заседания над Наумовым и Гранильщиковым в союзе с Гуглем у меня народилась пара маршрутов, один непосредственно сванетский с выходом из Местия и запасной с выходом из Рачи. Второй вариант предполагалось использовать на случай если недельное заседание Лики на телефоне закончится неудачно и нам не удастся найти семью которая согласилась бы принять нас как гостей. И вот радостные вести - в селе Жабеши нас ждет семья Кахиани, а в Местия нас встретит и проконсультирует по вопросам маршрута альпинист с большим стажем Заур Чартловани.
Спустя три дня мы затоваренные раскладкой на 2 недели, подарками для детей и здоровым арбузом берем штурмом маршрутку выходящую в Местия (арбузы в Сванетии редкость, так как суровый климат не позволяет их там выращивать). Несмотря на то что выезд назначен на пять часов утра народу у маршрутки толпится уйма, багажник отсутствует как класс и три туриста забившие призрачный проход между сидяниями своми пожитками из которых во все стороны торчат ледорубы, кошки и прочие странные режуще-колющие саперные лопатки вызывают шуточки пассажиров. Народ утверждает что для того чтоб пробраться к заднему ряду сидений через наш скарб нужно быть порядочным альпинистом. Отбиваемся тем что любой родившийся в Сванетии и так уже порядочный альпинист от рождения.
Тряслись мы по дорогам Грузии 10 часов. Испытание это я должен сказать не для слабонервных, жара и духота в салоне, затекшие от неподвижного сидения ноги вызывали странные и разнообразные образы мифического транспорта - "шайтан-арба". Справедливости ради надо сказать что за эти десять часов нам таки дали пару раз протянуть ноги - один раз у родника и в забегаловке за рикотским перевалом. В забегаловке Дато накормили котлетой из лука, по словам несчастного, который не успел подкрепиться дома, вкус этого блюда он никогда не забудет.
Долго-ли, коротко-ли, но через некоторое время я понял что мы приближаемся к цели. За окнами нашего "адского" транспорта не простираралась, а возвышалась Сванетия. Не всегда удавалось разглядеть дна ущелий по которым мы проезжали, и не всегда было видно небо из-за возвышающихся скальных утесов на которых упрямо держась за зацепки росли сосны. Дато спал частично уложившись немыслимым квадратно-гнездовым способом на наших рюкзаках, я будил себя периодически стукаясь башкой о все что попадалось рядом. И вот изрядно приложившись головой о стойку окна глаза мои открылись и я увидел Ушбу. Какой красивый сон подумал я и ошибся, шайтан-арба остановилась и водитель объявил что мы в Местия!
[attachmentid=15889]
[attachmentid=15890]
Added @ [mergetime]1208428307[/mergetime] На центральной площади нас уже ждал Заур. Быстро перегрузившись в его "ниву" через 5 минут мы уже были в офисе, где нас ждали чай-кофе сладости и прохлада. Выслушав мой рассказ о предстоящем маршруте, Заур удивился и сказал что уже очень давно не встречал горных туристов в этих местах но тем не менее обрадовался что сможет от нас узнать ситуацию о состоянии маршрута по которому не ходил никто последние лет десять. В свою очередь гостеприимный хозяин поведал нам что за последние годы ситуация в горах сильно изменилась - в связи с всеобщим потеплением ледники сильно уменьшились и начали катастрофически разрушаться. Выяснилось что нас ждет намного больше ледовых участков чем это было во времена написания альпинистских справочников, а это явно не входило в мои планы. "Хреново нам будет" - вспомнил старую песню внутренний голос. Рассмотрев наш инвентарь Заур жалостливо покачал головой и ушел в кладовую, откуда вышел через пять минут со здоровой связкой ледобуров. Черт, у нас же нет шерпов - возникла в голове мысль, однако ледобуры оказались титановыми и настолько качественно сделанными что взяв их в руки казалось что они могут ходить сами и еще тащить за собой рюкзаки...
Через час отдыха мы выезжаем в деревню Жабеши. Дорога находится в ужасном состоянии и Заур рассказывает что за проезд этих 12 км местные таксисты берут 70 лари. До Ушгули же цены вообще заоблачные.
В деревне Жабеши местные охотники поведали, что тропа выводящая на ледник Цаннер уже несколько лет как разрушена селем и теперь чтобы дойти до ледника нужно продираться через лес. Решаем взять проводника - расценка как выяснилось стандартная и стоит это удовольствие 40 лари. Оказалось, что часто между проводниками существует не только конкуренция но еще и существующая до сих пор в Сванетии кровная вражда. Поэтому лучше договориться с одной семьей и при общении вообще не упоминать о существовании кого-либо со стороны, особенно если не знаешь в каких отношениях эти люди.
Хозяева встретили нас радушно, накормили вкуснейшим домашним хачапури и поселили в комнате с шелковыми подушками в форме сердечек и конфеток и перинами. Лика заявила что будет спать в спальнике, потому что эти декорации никак не ассоциируются у нее с походной жизнью. Пришлось ее убеждать что в спальниках спать нам еще придется немало, и пока есть возможность нужно наслаждаться жизнью.

Выход на маршрут назначен на 5-30 утра. Распределяем раскладку, упаковываемся, засыпаем.