Вот, свершилось. Пусть и с опозданием на долгих два месяца, но мы прошли Кели. Несмотря на политиков, непогоду, катастрофическую нехватку времени и людских ресурсов. Весь маршрут занял 6 ходовых дней, так же, как и в 2004 году, поднимались мы через ущелье Хорисардона, с ночевкой на перевале Верхний Хорисар.
В этом походе выяснилось для меня наконец, что же является главным врагом горного туриста. Это камера! Не велосипедная или автомобильная, самая что ни на есть фотографическая или видео. Потребности этого маленького кусочка высоких технологий поистине безграничны. Мало того, что его нужно холить и лелеять, спасать от холода, воды, жары, камней почище, чем собственную любимую задницу, так эта штуковина уже начала претендовать на прокладку и прохождение маршрута. И заключается эта новая потребность в том, что этот кусок пластика и металла хочет оказываться в точках наилучших ракурсов именно во времена восходов и закатов. К сожалению всех участников похода, эти самые точки оказываются, по закону подлости, в самых неожиданных местах, как например на перевале через ГКХ в самый разгар снегопада на морене присыпанной скользким свежевыпавшим снежком.
Утро второго дня началось с настойчивого требования будильника вставать, одеваться и идти дальше. Однако время, в которое это чудо техники сработало, составляло шесть часов шишь минут. Попытка выглянуть наружу и определить, где верх, а где низ, не увенчалась успехом, так как тяжелые тучи ползли по земле и своей тяжестью явно хотели сломить моральный дух обитателей одинокой палатки. Однако обитатели не сломились, а дружно перевернулись на другой бок и продолжили дрыхнуть.
Часам к 9 просветлело, в туманном молоке начали появляться просветы, сквозь которые моментами можно было ощущать зов высокой теплой звезды. Свернулись, перекусили, покланялись местным водяным духам и начали подъем. Снежник, который был выбран в качестве цели, постоянно маячил перед носом, но никак не хотел приближаться, ухи начали чесаться и расти, а морда лица вытягиваться. Но к счастью именно в тот момент, когда я окончательно стал чувствовать себя кахетинским ослом с морковкой на веревочке перед носом, вожделенный снежник неожиданно зашуршал под ногами. Рядом журчала вода, жарило солнце, высился над слоем облаков Казбек и рюкзаки пухли от желания поделиться с нами запасами пищи. Закатили пир горой, и только когда небесная канцелярия уже начала серьёзно интересоваться нами, решили продолжить путь. Накормленный организм выгодно отличается от ненакормленного, поэтому первый перевал высотой 3200м взяли довольно быстро. Здесь находится вход в красивейший цирк, на который нам к сожалению не дал полюбоваться ледяной ветер, несший немерянное количество воды, которая уже отказывалась сохранять жидкую форму. Поснимав, что бог послал, начали подъем по сыпунам на перевал Верхний Хорисар (3450м). Занятие это, должен сказать, весьма экстравагантное, вой ветра постепенно начал затихать перед матюгами трех упрямых человеков, старательно делавших один шаг, так чтоб потом не сползти на два. И вот через полтора часа вспоминания всех кузькиных матерей мира мы на перевале через ГКХ!
Покидав рюкзаки и лихо закинув на плечи фото-видео аппаратуру, понеслись снимать всё подряд. Глазу открывались невероятнейшие игры света и тумана, которые сменялись как в калейдоскопе каждую секунду. Прибавив пару кило веса от зависти к обладателям видеокамер, я выключил фотоаппарат и, сев на камушек, просто растворился в окружающем мире. Когда погасли последние огни светопредставления, вернулись к рюкзакам и быстро поставили палатку. В памяти всплыла ночевка с изображением нами титанов, стоически держащих стойки палатки, и это эпическое полотно сподвигло меня натянуть все растяжки, которые я смог найти.
Горячая еда и горячий чай быстро превратили маленький замерзший мир палатки в островок счастья и веселья. А по крыше настойчиво барабанила сантаклаусовская подделка под манну небесную.